Уважаемые друзья! Ваше второе письмо подтвердило то, что и так известно из опыта общения с представителями групп, вроде Вашей, - Ваши вопросы - не попытка узнать истину или хотя бы иное мнение, а только уловка, чтобы, пропустив мимо ушей ответ, начать навязывать человеку свое мнение.
Жаль, что Вы не чувствуете неуместности такого поведения особенно в данном случае. Ведь Вы обращаетесь с непрошенными поучениями к представителю той самой Церкви Божией, Церкви святых Апостолов и их преемников, которой Господь даровал Духа Истины и обещал, что никакие силы адские, и в их числе, ложное учение, не одолеют ее. В этом качестве, я мог и не приводить никаких доводов в ответ на Ваши вопросы, а просто сослаться на двухтысячелетнюю практику христианской Церкви - всех ее ветвей, ведущих свое преемство от святых Апостолов и их учеников и последователей.
Апостол Павел призывает не вступать в бесполезные словопрения, но я все-таки отвечу еще и на это письмо, и на этом закончим. Тем более, что, как мне кажется, Вы - только не сердитесь - еще меньшие богословы, чем я. О чем говорить, если Вы даже не понимаете разницы между поминовением усопших, т.е. молитвой за них ко Господу, и вызыванием духов? Так можно поставить знак равенства между молитвой и заговором, христианским богослужением и шаманским камланием. Впрочем, из того, как молятся в некоторых "группах", можно сделать вывод, что практически такой знак ставится, и Иисусу не молятся, а заклинают Его, как какого-нибудь языческого божка.
Я писал Вам в ответ на прошлое письмо: "Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32). А если умершие живы, то значит возможно и молитвенное общение с ними, как с живыми, в Боге". Вы очень премудро расшифровали это, как вызывание духов умерших. Точно также молитву за живых, т.е. молитвенное общение с ними в Боге, Вы должно быть понимаете, как вызывание их духов. С чем Вас и поздравляю.
Не только живые могут молиться за усопших, но и мертвые могут и молятся за живых, о чем свидетельствует притча о богатом и Лазаре, где богач умоляет Авраама предупредить его грешных братьев о грозящей им участи. Эта же притча показывает нам, как отчаянно некоторые усопшие нуждаются в нашей молитве. Смотрите, как бы и Вам не оказаться в свое время в положении этого несчастного богача, который каждый день пиршествовал блистательно, а когда умер, оказалось, что нет никого, кто мог бы принести за него умилостивительную жертву, как Иуда Маккавей (2 Мак 12, 42-44), принесший жертву за павших воинов, "да будет изглажен содеянный бимис грех...И поступил весьма хорошо и благочестно,...ибо если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых". Вы, конечно, эту цитату из Священного Писания, так же как и другие, приведенные в первом моем ответе, предусмотрительно оставили без внимания.
На призыв апостола Павла: "поминайте наставников ваших", вы отвечаете: "но это не значит, что мы должны молиться за них". Нет, именно это и значит, потому что какое может быть поминовение у христиан вне Бога и вне молитвы и жертвы?! Если мы не понимаем этого, то в религиозном плане мы оказываемся ниже язычников, которые старались освятить каждый момент своего бытия жертвоприношением соответствующему божку, и даже, чтобы не упустить чего-нибудь, имели на всякий случай алтарь для неведомого бога. За это их хвалил, а не порицал апостол Павел.
Ту же ошибку допускаете Вы, на призыв Господа нашего Иисуса Христа: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне" (Мф 19, 14), отвечая примерно так: "нет, мы их к Тебе пока не допустим, но будем - Ваши слова - сами учить наших детей познавать и тоже приближаться к Господу". Не Господь, видите ли, будет учить нас вместе с детьми при нашем посильном участии, а мы отдельно от Бога будем заниматься духовным воспитанием наших детей. Какая отчужденность от Господа и какая самонадеянность! Самонадеянность тем большая, что Господь нас самих призывает учиться у детей - потому что "таковых есть Царство Небесное". То, что дети, младенцы, и не только появившиеся на свет, но даже еще находящиеся в утробе матери, призываются к благодатной жизни в Боге, неоднократно засвидетельствовано словом Божьим. Взять хотя бы пример Иоанна Предтечи, который "взыграл... радостно во чреве" матери, когда Преблагословенная Дева Мария, носившая уже Господа, посетила праведную Елизавету. Не слово ли Божие свидетельствует: "Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу" (Пс 8, 3)? Не дети ли, при входе Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим приветствовали Его в храме восклицаниями: "осанна Сыну Давидову", в то время как взрослые мудрецы - первосвященники и книжники негодовали? (Мф 21, 15-16) А Вы не боитесь оказаться в положении этих горе-мудрецов? Один из парадоксов духовной жизни, засвидетельствованный многими примерами, заключается в том, что нередко неразумное дитя верует и исповедует Иисуса, как Вы любите повторять, своим Господом и Спасителем, а повзрослев и умудрившись, отвергает Его. Так какое же из этих двух состояний более благоприятно для Крещения?
Вы соблазняетесь, считая обязательным условием Крещения покаяние. Но Вы сами воздвигли это искусственное препятствие. Во-первых, дети, даже очень маленькие, умеют каяться не хуже взрослых. А во-вторых, покаяние перед Крещением необходимо отнюдь не всякому, а тому, кому есть в чем каяться - в греховных деяниях, в отступничестве от Бога, в поклонении идолам и т.д. У новорожденного нет своих личных грехов, поэтому, по Вашему разумению, его крестить нельзя. Он должен прежде нагрешить, потом покаяться, а потом уже принять святое Крещение. "Для чистых все чисто", - свидетельствует Апостол (Тит 1, 15). Нет, - говорите Вы, - чистому нужно прежде вываляться в грязи, потом почиститься, и потом уже приступать к святыне.
Но подтверждает ли Вашу схему Священное Писание? Вовсе нет. Не все новозаветные персонажи принимали Крещение через покаяние. Не каялся, разумеется, безгрешный Господь. Не каялся сам Предтеча. Ничего не сказано о покаянии Апостолов. А разве каялся перед Крещением евнух, вельможа Кандакии? (Деян 8, 26 - 40). А каялся ли Корнилий сотник перед Крещением? (Деян 10, 1 - 11, 18). Богатый юноша почти впрямую исповедует свою безгрешность, разумеется, относительную, и Господь не опровергает его, не требует от него покаяния, а только призывает для вящего совершенства отказаться от богатства и следовать за Ним.
"Исследуйте Писания", - предлагаете Вы мне. А я бы в ответ предложил Вам другое библейское речение: "Врач! Исцели самого себя". Потому что если Вы действительно добросовестно исследовали бы Писания, уверяю Вас, Ваша религиозная жизнь была бы совсем другой. И там имело бы место не только Крещение младенцев и поминовение усопших, но и почитание Богородицы, Иоанна Крестителя, Апостолов и вообще святых, благодатное священство, таинства, иконопочитание и многое, многое другое. Но чтобы это случилось, нужно прислушаться к еще одному предупреждению Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа: "Ученик не выше учителя...своего" (Мф 10, 24). Пока Вашими учителями остаются не Апостолы и святые отцы, т.е. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, а Лютер, Билли Грэм и подобные им, Вы, как и они, будете вращаться в заколдованном круге усеченного и искаженного понимания Священного Писания и законов духовной жизни.
С уважением, прот. Иосиф Зетеишвили.
|