ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Троица. Андрей Рублев

3 июня - Пятидесятница. День Святой Троицы или праздник сошествия Святого Духа отмечается через 50 дней после после Пасхи. В Ветхом Завете Пасха была воспоминанием исхода евреев из египетского рабства, а Пятидесятница была памятью о даровании Богом Моисею Закона - десяти заповедей на Синайской горе; и как в Новом Завете Пасха стала празднованием смерти и воскресения Христовых, "исхода" людей из грешного мира в Царство Божие, так и праздник Пятидесятницы стал дарованием "нового Закона", сошествием Святого Духа на учеников Христовых.

"При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, ка бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом. где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого... (Деян. 2.1-4)"

Апостолы получили силу свыше и начали проповедывать и свидетельствовать об Иисусе как воскресшем Христе, Царе и Господе. Этот момент обычно называют рождением Церкви.

В богослужении праздника сошествие Святого Духа отмечается вместе с явлением людям Святой Троицы, потому что в пришествии Духа к людям проявляется полнота Божества, Его самооткровение и самоотдача Своему творению. В православном Предании Пятидесятница часто называется Троицей, и даже в центр храма в этот день выносится икона Святой Троицы, в виде трех ангелов, явившихся праотцу Аврааму. Каноническая же икона сошествия Святого Духа изображает огненные языки над двенадцатью апостолами, которые восседают в единстве, окружая символический образ "космоса"-мира. Это и есть первый образ апостольской Церкви.

Пятидесятница еще называется "днем последнего откровения", потому что когда приходит Мессия и приближается День Господень, наступают "последние дни", в которые, "говорит Бог: излию от Духа Моего на всякую плоть" (Деян. 2.17; Иоил. 2.28-32). Это древнее пророчество вспоминается апостолом Петром в его первой проповеди в день Пятидесятницы.

На богослужении в первый раз после Пасхи поются молитвы "Царю Небесный" и "Видехом Свет Истинный", призывая Святого Духа "приити и вселитися в ны" и провозглашая, что мы "прияхом Духа Небесного". Храмы украшаются цветами и летней зеленью в знак того, что Дух Божий приходит как "жизни Податель", чтобы обновить всю тварь.

На Великой Вечерне читаются три длинные молитвы, во время которых верующие , в первый раз после Пасхи, преклоняют колена.

Понедельник после Пятидесятницы - это праздник Святого Духа, "Духов день"; а следующее воскресенье - праздник Всех Святых. Такая литургическая последовательность вполне логична, потому что Святой Дух проявляется в людях, освящая их, что и является главной целью сотворения и спасения мира: "Освящайтесь и будьте святы, ибо Я, Господь Бог ваш, свят" (Лев. 11, 44-45; 1Петр. 15-16).

© Висагинская православная община св. вмч. и Целителя Пантелеимона, 2001г.