ПРЕДТЕЧА

Многие жители Висагинаса прекрасно помнят и могут рассказать о том, как строился наш город, росли его микрорайоны, предприятия, ИАЭС, как развивались общественная жизнь, культура и спорт.

Но мало кто ответит на вопрос: А какой была духовная сторона жизни в еще только строящемся молодом городе? Ведь сюда ехали обыкновенные люди, в большинстве своем выросшие в атмосфере духовного голода советского государства.

Но "Дух дышит, где хочет", - и даже в таком закрытом городе, как Висагинас (тогда еще п.Снечкус ), задолго до открытия здесь православного храма, возникла небольшая община православных людей, собиравшихся для совместных молитв и духовного общения.

Моя собеседница Антонина Алексеевна Башева (+1999), которую хорошо знают прихожане нашего храма, рассказала о замечательном человеке Анне Васильевне Бут, которая была вдохновительницей этих собраний.

На висагинском кладбище за скромной оградой находятся рядом две могилы, увенчанные крестами. Здесь покоятся супруги Иван Сергеевич и Анна Васильевна Бут, - так начала свой рассказ Антонина Алексеевна. Приехали они в Снечкус из Киргизии, распрощавшись с привычным укладом жизни, продав дом, хозяйство с тем, чтобы помочь дочери воспитывать детей. Было это в году 1978-м. Страшно было срываться с насиженного места, противился Иван Сергеевич, переживала и Анна Васильевна. В Киргизии оставались сын, друзья. Пугала неизвестность. А еще больше страшило Анну Васильевну то, как она будет жить в чужих краях без церкви, где не будет у нее возможности в молитве общаться с Господом. Но просьбы дочери пересилили страх. Анна Васильевна пошла к священнику, чтобы он помог разрешить ее проблемы. Духовный отец сказал: "Не бойся, найдется человек, с которым будешь молиться".

Я встретила ее на лестничной площадке своего дома. Она поднималась по лестнице с внуками и дочерью. Дочь, которую я хорошо знала, увидев меня, сказала: "Антонина Алексеевна, это моя мама, будьте знакомы. Она тоже верующая". С этого дня началась наша дружба.

Анна Васильевна никакого дела не начинала без молитвы и молитва была у нее на устах и днем и ночью. Она была малограмотна, но в духовном плане, несмотря на мое светское образование, мне было до нее далеко. Я ограничивалась знаниями, полученными в церкви, а Анна Васильевна много читала, хорошо знала Священное Писание, церковную историю, подвиги и жития святых. Меня поражало ее знание духовной жизни. Родилась она в семье верующей и бедной. После смерти отца в дом пришел отчим, а Аня ушла в услужение в дом своего зажиточного дяди, у которого была очень верующая и добрая жена. Анна Васильевна многое переняла у своей тети. Вспоминала она, как перед церковными праздниками - Рождеством, Пасхой, тетя по примеру Николая Чудотворца, готовила узелки с подарками и просила тайно разнести и положить тем, кто нуждался. И всю свою жизнь Анна Васильевна это помнила и старалась подражать своей тете. Она всегда о ком-либо заботилась, а сама довольствовалась самым малым. Ее доброта была безгранична. Если появлялось у нее два платья, то одно старалась отдать тому, кто в этом нуждался. Она говорила: "Нет, я должна поделиться. Это надо отдать, чтобы не было ничего лишнего". И так было во всем. Она жила с мыслью о Боге, по Его заповедям.

Будучи щедрой к людям, себя она ограничивала во всем, даже в еде - питалась как птичка. Разумеется, строго соблюдала посты. Знала все праздники и соответствующие каждому празднику церковные песнопения.

После того, как дядю раскулачили, вышла Анна Васильевна замуж. Недолго продолжалась семейная жизнь. Мужа призвали в армию и он погиб во время финской войны. После смерти мужа поначалу жила в семье свекра, который очень уважал ее за добрый нрав, заботу и работоспособность. Он-то и посоветовал создать новую семью. Анна Васильевна вновь вышла замуж за вдовца, они повенчались. У Ивана Сергеевича были малолетние дети - две дочери и сын. Пройдя войну, он был слаб здоровьем, и Анна Васильевна сразу же взяла заботы по дому и воспитанию детей на себя. Она стала им настоящей матерью. Потому-то, откликнувшись на просьбу дочери о помощи и переехала семья Бут в Литву. Вначале они жили у дочери, а затем Ивану Сергеевичу, как ветерану войны, была выделена однокомнатная квартира. Здесь-то и стали собираться верующие. И это была первая православная община в городе. Нас собиралось по 10-15 человек. Непривычно было молиться без священника, но церкви в городе не было, и часто посещать храмы в Зарасай или Даугавпилсе не было возможности. Я взяла благословение на наши молитвенные собрания настоятеля зарасайского храма Всех Святых отца Федора (он теперь строит храм в Шальчининкай). Он советовал нам, что читать, что мы можем петь.

Анна Васильевна была строгой наставницей. И если вдруг собравшиеся забывались и заводили мирские разговоры, она останавливала их: "Сестры, оставьте. Будем петь". Обладала она красивым голосом, живя в Киргизии, пела в церковном хоре, ходила молиться по усопшим, знала на память много богослужебных текстов.

В нашей маленькой общине царили понимание и любовь. В ней находились люди, искавшие молитв, утешения и общения с Господом.

В последние годы Анна Васильевна очень болела. Будучи совсем слепой, старалась никого не обременять заботой о себе. По мере сил исполняла она и работу по дому. Просила: "Умру, молитесь обо мне".

Теперь, бывая на кладбище со священником, зову батюшку посетить могилу Анны Васильевны и Ивана Сергеевича. И сама всегда молюсь за них и прошу: "Подай, Господи, прощение грехов рабам Твоим Анне и Иоанну, и даруй им Царствие Небесное".

Прошу также всех, кто прочитает вашу статью: "Молитесь о упокоении души Анны Васильевны. Хоть вы и не знали ее, но она была вашей духовной предшественницей,и благодаря таким, как она, православная молитва звучала в нашем городе задолго до того, как появился здесь православный храм".

Светлана Устименко

Статья опубликована в газете висагинской православной
общины "Живоносный источник", N4(11) 1996г.

© Висагинская православная община св. вмч. и Целителя Пантелеимона, 2001г.