Из переписки с членом секты Адвентистов седьмого дня и пастором одного из приходов этой секты на Украине.

Читатель может перейти к началу каждого из последующих писем по ссылкам:


Письмо первое.

Здравствуй Борис Александрович!

В начале сентября получил твое краткое письмо с двумя DVD дисками «Вечеря Господня», на которых записано богослужение вашей церкви. Диски я посмотрел, и письмо прочитал, спасибо. Ты никак не прокомментировал присланный материал, но легко догадаться, что это твой ответ на два мои прошлогодние письма, в которых я спрашивал у тебя, где ты берешь Тело и Кровь Господа, которыми ежедневно наслаждаешься? Ты ответил мне на первое письмо тем, что Телом и Кровью Господней можно считать книги Священного писания, с чем я не мог согласиться, так как выражение «есть плоть» в переносном смысле хотя и употребляется в Писании, но оно везде означает нанесение обиды, злословие или утеснение (см. Пс.26, ст.2; Иов. 19, ст.22; Гал. 5, ст.15). Другого значения в Писании это выражение не имеет, и поэтому во втором письме я повторил свой вопрос - где ты берешь Тело и Кровь Господа. Вместо ответа ты присылаешь видеозапись «вечери Господней». Смотри племянник, как, цитирую: «народ Божий исполняет волю Спасителя своего Иисуса Христа». Смотрю и вижу, что не исполняете вы волю Спасителя, а нарушаете ее.

Потому что Свою Волю Он ясно выразил на Тайной Вечери, когда благословив хлеб и вино предложил их Своим ученикам со словами: «примите, ядите: сие есть Тело Мое…… пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Матф. 26. ст.26, 27, 28). И призвал их делать это когда Его не будет с ними. «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, ст.19). То есть Воля Христа состояла в том, что бы мы, христиане творили это, то есть регулярно принимали Его Тело и пили Его Кровь.

Тут возникает много вопросов. Например, такие. Зачем это нужно, вкушать Тело и пить Кровь Христову? Как может человек есть сырую плоть и пить кровь? Не проще ли считать хлеб и вино просто символами Тела и Крови и принимать их просто в воспоминание той тайной вечери и Христовых страданий. Сказал же Господь - «Сие творите в Мое воспоминание». Вот вы Адвентисты и устраиваете вечерю Господню в воспоминание Его страданий, нарушая при этом Его волю.

Ибо как можно так вольно интерпретировать слова Господа? Если Он говорит что это Тело Мое, а вы считаете, ну говори, говори, мы то понимаем, что это не Тело а всего лишь Его символ. Даже по отношению к человеку так думать оскорбительно, то тем более оскорбительно так относиться к словам Господа! Это просто нечестиво, так думать о Христе. Не символы предлагал Христос Своим ученикам под видом хлеба и вина, а Свое Тело и Кровь. Зачем нужно было Господу предлагать ученикам какие то символы? На этот вопрос нет ответа. Зато есть много подтверждений того, что Он предлагал ученикам под видом хлеба и вина Свои тело и Кровь. Например, Его же слова в 6-й главе евангелия от Иоанна, где Господь называет себя хлебом жизни, цитирую: «Я есмь хлеб жизни» (ст. 48). И далее: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (ст. 54).

Зачем же Господь предложил ученикам Свои Тело и Кровь да еще и прибавил, что бы они «творили это в Его воспоминание»? Да что бы исцелить их и всех, кто будет принимать Его Тело и пить Его Кровь. Христос исцелил в Себе, в Своей Божественной Личности воспринятую Им человеческую природу и ее, уже исцеленную, подает Своим ученикам, что бы через исцеление нашей природы исцелить личность каждого из нас. При Своем воплощении Он взял нашу плоть, что бы вернуть ее нам исцеленною и пропитанную Духом Жизни, бессмертием. Поскольку Господь знает человеческую природу, что люди не могут есть сырую плоть, то потому Он прелагает (претворяет) Тело Свое в хлеб, и Кровь Свою в вино.

И если обычная пища и питие при усвоении их человеком превращаются в человеческое тело, то при принятии Тела и Крови Господней человек сам должен стать тем, что он ест. Вкушая Тело Христово, человек получает возможность преобразить свое тело в Тело Христа. В церковной практике Тело и Кровь Господни называются причастием, принимающие их люди, причастниками, а богослужение, на котором и происходит претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни - Евхаристией. Таким образом, через принятие причастия, то есть Тела и Крови Господней причастники сами становятся телом Господним и составляют Его Церковь. Именно поэтому апостол Павел и называет Церковь Телом Господним.

О трех реальностях говорит Писание как о «Теле Христове»: о теле, рожденном Марией и вознесенном «одесную Отца» после страданий; о Евхаристическом хлебе, предложенном Господом Своим ученикам на тайной вечери; и о собрании верных Господу учеников. Это можно представить как духовное движение, - через вкушение евхаристического хлеба (то есть тела и Крови Господней) люди становятся Церковью для того, что бы соучаствовать в победе Христа над смертью. То есть иметь надежду на то, что бы после второго и славного пришествия Господа нашего Иисуса Христа оказаться в Его царствии, а не быть Им отвергнутым. Как Он и говорит Сам в приведенном выше евангелие от Иоанна, гл.6, ст.48,54.

Все, что я написал тебе выше, Борис Александрович, это не мое представление и вольная интерпретация слов Спасителя. Христиане с первых лет именно так всегда понимали и исполняли приведенные выше слова Христа. Например, Лионский епископ Иреней, живший во 2-м веке, поясняя в своей работе «против ересей» слова апостола Павла в послании к Ефесеям, гл. 5. ст.30 «Мы члены тела Его, от плоти Его» пишет: «И эта плоть питается от чаши Его, которая есть Кровь Его, и растет от хлеба, который есть Тело Его. Питаемые от Евхаристии тела наши, погребенные в земле и разложившиеся в ней, в свое время восстанут, так как Слово Божие тленному дает нетление».

В деяниях апостолов и посланиях апостола Павла есть много мест, где сказано, что христиане в первый день недели собирались на совершение «Вечери Господней», не хочу искать их, посмотри сам. Что это такое за «Вечеря Господня»? Это литургия, - главное христианское таинство. Центром литургии является евхаристия, таинство жертвоприношения, на котором приносится бескровная жертва Богу. Внешне эта жертва имеет вид просфоры (пшеничного хлеба) и виноградного вина. Но фактически этой бескровной жертвой является Христос, в Тело и Кровь которого во время таинства претворяются хлеб и вино. На этом богослужении Христос «приносяй и приносимый, приемляй и раздаваемый», как об этом и говориться в литургической молитве Иоанна Златоустого. Для внешнего наблюдателя таинство совершает священник, а на самом деле таинство совершает Сам распятый за нас Христос. Христос приносится в жертву, и приносит жертву, Он же принимает жертву и раздается в снедь причастникам.

Не человек, священник или епископ своею силою производит таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Господню. Это было бы магией и язычеством. Это делает Сам Христос. Представляя Его образ стоит священник, произносящий слова молитвы, а действует сила и благодать Божия. Сие есть тело Мое, - сказал Он на Тайной Вечери. Эти слова претворяют предложенные хлеб и вино в Тело и Кровь, как и Его изречение «растите и наполняйте землю», хотя и произнесено однажды, но во все времена дает силу всей природе к деторождению. Вершинная молитва литургии звучит так: « Господи, ниспосли духа Твоего Святаго на ны и предлежащие Дары сия. И претвори хлеб сей, в Честное Тело Христа Твоего, а еже чашу сию (с вином) в Честную Кровь Христа Твоего. Преложи Их Духом Твоим Святым. Аминь».

Поскольку Сам Господь совершает таинство преложения (претворения) хлеба и вина в Тело и Кровь Господню, а священник стоит только, исполняя Его образ и произнося слова молитвы, то это богослужение называется литургия, что означает совместное служение, общее дело. Общее людей и Бога. Литургия называется таинством не потому, что она секретна, а потому что совершающееся на ней претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню непостижимо для нашего ума.

После претворения Тело и Кровь раздается причастникам в снедь. Таким образом на литургии Сам Бог дарит Себя нам, и именно это является таинством.

Можно конечно считать, что первые христиане, и в частности христиане Коринфа собирались не на совершение литургии, а просто на вечерю Господню в память Его страданий. Но как тогда понимать слова Апостола Павла о хлебе и вине, которые были непременным атрибутом любой вечери? Он много писал о знаках и символах, то есть о внешней, обрядовой стороне и всегда одно, - не придавайте им слишком много значения. Для него любая ритуальная еда незначительна, как он и пишет: «пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, ст.8). А вот что он пишет о причащении: «Чаша благословенная, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?». (1 Кор. 10, ст.16).

Павел не говорит, что Чаша, это «воспоминание», Он говорит «приобщение». Для него хлеб евхаристии был не просто едой, обрядом или символом, он был жизненно важен. Настолько важен, что любое недолжное отношение к нему оказывалось причиной смерти христианина: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, то ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает». (1Кор. 11. ст. 28-30).

Еще поясню, как нужно понимать слова Христа «Сие творите в Мое воспоминание». Для Адвентистов эти слова являются некоей «индульгенцией», дающей право отрицать таинство причастия и «вечерю Господню» понимать только как «воспоминание» о Его страданиях. Однако в христианской традиции слово «воспоминание» понимается иначе, чем в обыденном лексиконе. Понимается так, как его понимали ученики и апостолы. Для них, современников и учеников Христа слово «воспоминание» при совершении ритуала жертвоприношения означало возвращение во время совершения таинства, то есть «во время оно».

В восприятии участников любой ритуал парадоксально прерывает течение мирского времени; любая жертва совершена некогда и единожды – в нормативно-изначальном времени, именуемом «во время оно». Повторяющие ту, первоначальную жертву ритуалы воспроизводят не столько ее, сколько время оно, отождествляются с ним. Например, один из исследователей религиозных традиций, Мирча Элиаде пишет так: «Любое жертвоприношение повторяет первоначальное жертвоприношение и совпадает с ним по времени». Ученики Христа знали религиозные традиции и именно так понимали эту особенность жертвоприношения. Поэтому Христос и сказал им слова «Сие творите в Мое воспоминание», зная, что они правильно их поймут и передадут своим ученикам. А там, где эта традиция прервана, как например у Адвентистов, там появляются заблуждения.

Поэтому на каждой литургии, в каждой церкви мы участвуем в той самой трапезе, что была у Христа с Его учениками на Тайной вечери, а не воспоминании о ней, и не в повторении ее. Об этом прикровенно сказано в Ветхом завете: «Премудрость создала себе дом, ….вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворило вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное» (Притч. 9. 1-5).

После написанного я думаю, что комментарии к твоим дискам с «Вечерей Господней» излишни. Тебе и так должно быть понятно, что те благочестивые люди, что участвуют в вашей «Вечери» не являются народом Божиим, и что происходящее на Вечере не является исполнением Его воли. Что бы называться «народом Божиим» надо быть той Церковью, которая есть Его Тело. А это та Церковь, в которой люди через принятие причастия, то есть Тела и Крови Господней сами становятся Телом Господним. А что бы исполнять Его волю надо не хлеб и вино употреблять в воспоминание Его крестных страданий, а исполнять сказанные Им на Тайной Вечери слова, не искажая их смысл, как это делает ваш пастор на проповеди.

Его проповедь является классическим примером того, что получается, когда нецерковный человек начинает объяснять духовные понятия. В своей проповеди он объяснят содержание 11 главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, где Апостол критикует Коринфян за недостойное поведение на «Вечерях любви» и вообще за легкомысленное отношение к этим Вечерям. И на самом деле, у первых христиан Коринфа такое легкомысленное поведение на вечерях, что можно подумать, будто они приходят туда не для причастия Тела и Крови Господни, а просто потрапезничать и пообщаться. И ваш пастор именно так и понимает этот текст, что они собирались для совместной трапезы, на которой общались (так как тогда не было Интернета и телевидения) и вспоминали страдания Господни.

А Тело и Кровь Господни, о которых говорит апостол в этой главе, это по словам пастора не реальные Тело и Кровь, а всего лишь символы Тела и Крови. И это не случайная оговорка, он неоднократно повторил это слово - символы. Поскольку это всего лишь символы, то у него появляется необходимость как-то объяснить значение этих символов – что именно имел в виду Павел, говоря о Теле и Крови Господних. И он, ссылаясь на слова апостола, где тот называет Коринфян телом Христовым, а порознь членами: «И вы – тело Христово, а порознь - члены» (1Кор. 12. ст.27) говорит, что Тело Господне, о котором говорит Павел в 11 главе, это и есть церковь. То есть не Церковь есть Тело Господне, потому что ее члены принимают Его в причастии, а сами хлеб и вино причастия называются Телом, потому что их на вечери Господней принимают члены церкви. Вот такая логика. И что тут можно критиковать? Это ниже критики.

Но если даже ваш пастор или иные духовные вожди вашей церкви Адвентистов 7-го дня прозреют и на «Вечерях Господних» будут заявлять, что отныне раздаваемый на вечере хлеб является Телом Господним, а вино Его Кровью, то на самом деле ничего не измениться и хлеб останется хлебом, а вино вином. Для совершения истинного таинства претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Господню нужно быть в истинной Церкви, а для этого нужно находиться в русле апостольской преемственности. Почему она так важна? Дело в том, что суть церковной жизни состоит не в усвоении Библии, «апостольского учения» и исполнении Закона Божия. Церковная жизнь, - это введение человека в Тело Христово, в Богочеловечество.

Как может ввести сюда постороннего кто-то, кто сам здесь чужой? Апостол Павел однажды вопрошает: «Что ты имеешь, чего бы не получил». (1Кор. 4. ст.7). А если не получил, то есть если ты не в церкви, то что ты можешь передать? Таинство создает Церковь, но само таинство может быть совершено только в Церкви. Таинством создана Церковь как Тело Христово, но Само Тело Христово может быть воспроизведено только в нем же. Только к уже наличному Телу могут присоединяться новые клеточки.

Поэтому и необходимо Апостольское преемство. Поэтому не может быть самодельной Церкви, созданной энтузиастами из пустоты. Человеку не дано воссоздать Церковь апостолов, он может только присоединиться к ней. Воссоздать Церковь вне апостольского преемства можно только через повторение Тайной Вечери. Но та Жертва, по слову апостола Павла, совершена единожды. Так что думай, Борис Александрович, хорошо подумай над тем, где ты оказался и не пора ли тебе вернуться в истинную апостольскую Церковь, в которой только и можно иметь надежду на спасение и вечную жизнь.

Летом я получил письмо от пастора вашей Церкви, некоего Анатолия, в котором он пишет, что узнал от тебя о нашей с тобой переписке и что ты не совсем точно и благожелательно излагаешь мне учение вашей Церкви. Он много хвалит меня за то, что я имею живую веру и твердые убеждения, основанные на Священном Писании, и что он хотел бы услышать от меня, в чем я вижу заблуждения в учении вашей Церкви и чем оно, учение вашей Церкви опасно для спасения. В письме был указан его электронный адрес. Я ответил ему, но не стал писать ничего по существу вопроса, и указывать на какие то заблуждения. А вот сейчас, закончив это письмо, понял, что оно и есть то самое указание на заблуждение в учении вашей Церкви, опасное для спасения. Поэтому можешь передать ему это письмо, это и будет моим ответом на его вопрос.

Всего доброго. До свидания. Твой племянник Юра. 2011-10-24.


Ответ пастора

Здравствуйте Юрий!

Во первых, хочу поздравить Вас с Новым 2012 годом и рождеством Христовым, пожелать вам крепкого здоровья, благополучия, обильных Божьих благословений. Большая благодарность за ваше письмо с таким достаточно аргументированным объяснением связанным с причастием. Я ценю вашу искренность, убежденность и преданность родной церкви. У меня так же такое же отношение к своей церкви и к ее учению. Бог все это видит и ценит, но думаю, вы будете согласны, что заблуждение не становится истиной из-за нашей искренности или из-за того, что история возникновения моей церкви более древняя и что более духовные и образованные были наши предшественники Кто то сказал, что великие люди способны ошибаться в великом, как и малые в малом. История христианства не раз подтверждает этот факт.

Я убежден в следующем - Господь хочет, чтобы все его искренние дети имели одну веру, одно учение, одно крещение, чтобы были одним телом. То что мы видим в христианстве является большой проблемой и ни вы ни я ее не решим этот вопрос. Вопрос, который необходимо решить нам, где я буду когда придет Христос во 2ой раз. Мы будем спасаться не церквями, а каждый лично. Я не хочу этим умалить роль церкви в плане нашего спасения, но понимаю, что роль церкви в первую очередь должна быть столпом и утверждением истины в этом ее преимущество (1 тим 3:15),

истина в библейском понимании

а) Иоанн. 14:6 Бог Отец Сын Святой Дух.

б) Слово Божье – Иоанн. 17:17.

в) Закон Божий 10 заповедей Псалт. 118:142

это фундамент на котором строится истинное христианство и к большому сожалению этот фундамент в большинстве христианских церквей разрушен.

Библия трактуется свободно и безответственно, вырываются отдельные тексты из контекста и комментируются так, что искажается истинная сущность того, что Бог хотел донести людям. Большая заслуга в этом духовных лидеров, поэтому то, что мы называем преемственностью привносит в учение церкви как благословение так и отступление от простоты и чистоты евангельской истины. Я верю что Дух Святой и сегодня через служителей и напрямую работает в сердцах тех, кто от всей души предан Ему и желает исполнять волю Его, кто с большой ответственностью исследует и объясняет Священное писание. В моей церкви учат, чтобы всякое учение проверялось контекстом Библии и что очень опасно полагаться на человеческий авторитет.

Я не думаю что для вас являются большим авторитетом все догмы католической церкви, которые они получили в результате преемственности, хотя они претендуют что приняли истину от самого ап. Петра. То что Дух Святой совершает служение в нашей церкви очевидно по плодам, когда люди пораженные грехом, читая и слушая живое Слово Божие Дух Божий, благодать Божья изменяет коренным образом жизнь людей, они перестают пить, курить, сквернословить, регулярно посещают богослужения, стараются соблюдать все заповеди Божьи и т д., что к сожалению очень редко можно увидеть в православном народе и проблема не в людях, а вы лучше чем я знаете в чем и в ком.

Что касается Вечери Господней - у меня к вам вопросы.

1.если после молитвы священника хлеб и вино превращается в истинную Плоть и Кровь Христа, то возможно лучше сделать исследование. Сегодня есть все возможности проверить человеческий организм, как только эти святыни попадают в систему пищеварения и проверить во что они превращаются, Я считаю, что Бог не осудит на смерть "неверущего фому" за такое исследование.

2. Если мы воспринимаем буквально слова - "Сие есть тело Мое и сие есть кровь Моя", возникает абсурдная ситуация. Если Иисус имел ввиду что хлеб и вино действительно находились тогда в горнице, в качестве Его тела и крови Он тем самым заявлял что его Плоть и кровь находилась в двух местах одновременно, ибо Он сам в телесной форме пребывал рядом со святыми дарами.

3. В 1Кор.11:26 -"Ибо всякий раз когда едите хлеб сей и пьете чашу сию смерть Господню возвещаете доколе он придет. "Павел не говорит о присутствии Христа, а о воспоминании.

4. Если мы воспринимаем буквально слова - "Сие есть тело Мое и сие есть плоть моя", как понимать после этого слова Христа -" Я есмь путь, Я есмь лоза, Я есмь дверь ",слова Иоана Крестителя -"Вот Агнец Божий" и т д. ?

Если найдете время написать мне - буду благодарен.

Да благословит вас Господь!

С уважением Анатолий.

01-01-2012.


Ответное письмо пастору

Здравствуйте, Анатолий!

Спасибо за поздравления и Ваше письмо. Я не очень-то рассчитывал на ответ, о чем и написал в сопровождении к письму, так как ответ означал бы начало дискуссии, польза от которой едва ли будет соразмерна затраченному времени и усилиям на аргументацию позиций. Мой пессимизм основан на опыте многолетней заочной дискуссии, которую я веду, переписываясь с членом Вашей церкви и своим родственником Борисом Александровичем. Ваш ответ только подтвердил мои опасения, так как по форме он мало чем отличается от его писем, - Вы, так же как он, не реагируете на мои аргументы и пишете о своем, - излагаете свое понимание истинного служения Богу и спасения. И только в конце письма, не отвечая по существу ни на один мой аргумент, задаете несколько вопросов, относящихся к теме.

А что, если я тоже оставлю без внимания Ваши вопросы, ограничусь комплиментами в Ваш адрес и вопросами по поводу спорных мест Писания? Какой тогда будет прок от дискуссии и на что она будет похожа? Надеюсь, Вы учтете мое замечание, и я смогу услышать ответы по существу содержания моего предыдущего письма, а не ограничитесь вопросами. Тем более что я основывал свою позицию исключительно на Священном Писании, не прибегая к авторитету, как Вы пишете – духовных лидеров, которые, цитирую Вас: «привносят в учение церкви как благословение, но и отступления от простоты и чистоты евангельской истины». Из переписки с членом Вашей церкви я знал, что вы не признаете любой человеческий авторитет, для Вас авторитетом является только слово Божие – Библия.

У Вас остается возможность продемонстрировать свою приверженность слову Божию и основываясь на нем, показать, в чем я заблуждаюсь, называя хлеб и вино причастия Телом и Кровью Господней и утверждая, что от него, причастия Телу и Крови напрямую связана наша вечная жизнь и спасение. А сейчас попробую ответить на ваши вопросы, и начну с последнего, который на ваш взгляд дает основания воспринимать слова «Сие есть Тело Мое и сие есть Кровь Моя» не буквально, а образно. Так же как образно нужно воспринимать слова: «Я есмь путь», «Я есмь лоза», «Я есмь дверь», и т. д.

Здесь речь идет о понимании Писания. Выше Вы говорили об отступлении от простоты и чистоты евангельской истины со стороны духовных лидеров и предлагаете пример этой простоты и чистоты. Но по моему, это является примером интерпретации текста в угоду своему пониманию. Не нужно заблуждаться – никакой текст, в том числе и евангельский, не существует сам по себе без читающего, любой текст существует только в интерпретации читающего. Священное Писание несамодостаточно, его понимание невозможно без толкования. Это видно хотя бы из того, что диавол искушал Христа в пустыне цитатами из Писания. Если бы Писание было очень просто и понятно, то апостолу Павлу не пришлось бы его толковать. Например, историю с двумя женами Авраама (Гал. 4. 21-31).

Приведу пример, подтверждающий утверждение об интерпретации. Борис Александрович однажды прислал мне книгу пастора Вашей церкви Марка Финли, «Великие пророчества Библии», в котором тот среди прочего обосновывает утверждение о том, что душа после смерти человека засыпает и «покоиться на руках Христа». Не буду приводить его аргументацию, построенную на использовании Ветхозаветных текстов, покажу только, как он обходит трудности, встречающиеся ему в Новом Завете. Марк приводит одно такое место - беседу разбойника с Господом и говорит что все дело в запятой, которую при переводе с греческого оригинала поставили перед словом «ныне», и весь смысл слов Господа исказился.

Стоит поставить запятую «на свое» место, так сразу становиться ясно, что никакого бессмертия души нет. Вот это место: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». По Марку этот текст должен выглядеть так: «Истинно говорю тебе ныне же, будешь со Мною в раю». То есть не «ныне же будешь со мною в раю», а всего лишь – «говорю тебе ныне же». А в раю будешь со мною потом, после Моего второго пришествия, до которого ты будешь спать. Вот такая аргументация.

Как известно, в древних рукописях писания нет ни разбивки между словами, ни знаков препинания, ни заглавных букв. Следовательно, любой перевод - это интерпретация текста читающим его. И Марк демонстрирует это своим переводом, ставя запятую так, чтобы текст соответствовал и подтверждал его понимание Священного Писания. Другие места Нового Завета и Евангелия, противоречащие такому пониманию посмертного состояния души, например притчу о богаче и Лазаре Марк просто не замечает. Такая вот конфессиональная слепота. Мне кажется, что это наглядный пример произвольной интерпретации текста в угоду своему пониманию, а не следование «простоте и чистоте евангельской истины».

Вот и Вы, Анатолий, таким же способом, как Марк Финли пытаетесь доказать, что слова «Сие есть Тело Мое и сие есть Кровь Моя» нужно понимать не буквально, а образно. Марк делал это с помощью запятой, а вы с помощью знака равенства между совершенно различными текстами. Приведенные Вами слова «Я есмь путь», «Я есмь лоза», «Я есмь дверь» и другие взяты из контекста, в котором видна их образность. В частности, когда Господь говорит ученикам, что они без Него ничего не могут творить, то подтверждает это образом лозы и ветвей, которые могут приносить плоды, только когда находятся на лозе. Из этого сравнения понятно, почему Он называет Себя лозой, а учеников ветвями, это образы. Так же легко можно понять из контекста, почему Господь называет Себя путем: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14. 6). Он является тем самым Путем, которым верующие приходят к Богу. Также понятно из контекста сравнение с дверью а из образа Его служения слова Иоанна Крестителя, поэтому не буду приводить соответствующие цитаты из писания.

Примером образности могут быть слова апостола Павла, который называет христиан Коринфа Телом Господним: «И вы – тело Христово, а порознь – члены». (1 Кор. 12. 27). Почему он выбрал именно такой образ? Если Телом, как вы говорите, является писание, то логичнее было бы апостолу назвать Коринфян так: «вы, живое слово Господне, Его воплощенная Библия, а порознь, страницы». Но он называет их телом. Почему? Потому что они являются им через принятие Его Тела и Крови в таинстве причастия.

Но как Вы, Анатолий могли увидеть из контекста образность слов Господа: «Сие есть Тело Мое и сие есть Кровь Моя» - мне непонятно. Контекст любого из трех Евангелий, где они приводятся (Мф. 26. 26-28.; Лк. 22. 19, 20.; Мк. 14. 22-24) только усиливает их буквальное, а не образное восприятие и поэтому ставить знак равенства между этими словами и приведенными Вами примерами нельзя. Это будет явным искажением смысла Писания. А ведь Вы в своем письме осудили тех (безымянных) людей, которые занимаются искажением Писания и свободно и безответственно трактуют его.

Следующий вопрос, - почему в послании к Коринфянам (1Кор.11. 26) – «Ибо всякий раз, когда едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе он придет», Павел не говорит о присутствии Христа, а о воспоминании. Отвечаю. Потому что это следует из контекста и является завершением мысли, началом которой можно считать 23-й стих: «…Господь в ту ночь, в которую предан был, … ». Далее, 24-й стих: «и возблагодарив, преломил и сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в мое воспоминание». Далее в 25-м стихе Он говорит о чаше и в 26-м те слова, на которые Вы, Анатолий, приводите.

Поясню, в чем состоит эта мысль апостола. Мы, Христиане, призваны возвещать миру о Господе Иисусе, то есть о том, что Он сделал для нас, людей. А что самое главное Он сделал для нас, вы хорошо понимаете - Своей крестной смертью искупил наши грехи. Вот мы и призваны не только втихомолку пользоваться этой Его победой над смертью, но и возвещать, то есть громко говорить о ней (о слове возвещать см. например Пс. 70. 15., или Пс. 95. 3) Возвещать не столько словами и проповедями, а исполнением воли Господа, выраженной Им на Тайной вечери.

Следующий вопрос. Вы предлагаете провести научное, медицинское исследование человеческого организма, что бы разобраться, во что превращаются Тело и Кровь Господа, когда они попадают в систему пищеварения человека. Судя по приписке, что «Бог не осудит на смерть "неверующего Фому" за такое исследование», Ваш вопрос отдает нехорошим запахом туалета, но оставлю это предположение на Вашей совести и отвечу по существу. Для того, чтобы разобраться, во что превращается пища, попадая в организм человека, не нужно проводить исследования. Достаточно взять учебник биологии для старшеклассников и прочитать, что организм использует пищу как строительный материал для воспроизводства умирающих клеток. Процесс воспроизводства клеток идет постоянно и примерно каждые три месяца организм полностью обновляется.

Однако вопреки этому я написал Вам, что если обычная пища и питие при усвоении их человеком превращаются в человеческое тело, то при принятии Тела и Крови Господней человек сам становиться тем, что он ест, то есть причастники сами становятся телом Господним и составляют Его Церковь. Это утверждение невозможно проверить научно, оно основано на приведенных выше словах апостола «Вы – тело Христово». Апостольская Церковь, начиная со времен учеников апостолов (мнение одного из них, Иренея, я Вам приводил) учит, что апостолу Павлу это было открыто Духом, и мы верим в апостолу Павлу в той простоте, в отступлении от которой Вы нас обвиняете. Если Вы имеете другое объяснение слов Апостола, тогда почему скрываете его и не напишете? Пишите, с интересом с ним познакомлюсь.

И последний вопрос. Пребывая в телесной форме и предлагая Своим ученикам Свои Плоть и Кровь, Господь Своей Плотью и Кровью находился в двух местах одновременно. А это по Вашему мнению является абсурдом, в который Вы не можете поверить.

Значит, Вы, Анатолий не можете представить, как это Господь может находиться одновременно в двух местах. А Вы верите, например, в то, что Господь сотворил человека из праха земного: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2. 7). Я думаю, что верите, потому что в это верит Генри Моррис, пастор Вашей церкви, креационист, известный и уважаемый в православном мире борец с дарвинизмом и эволюционизмом. А если Вы верите, то как это можете представить?

А Вы верите в то, что Господь сотворил мир «из ничего» и повесил Землю «ни на чем». Наверно, верите, а как вы это можете представить? А как вы представляете сотворение всего многообразия животного и растительного мира. Вы же верите, как и Генри Моррис, что он был сотворен Господом. Или не верите.

Вы верите, что Иисус Христос это Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы, единосущный Богу-Отцу, сотворивший мир и человека. Или Вы не считаете Его единосущным Отцу и для Вас Он некий «служебный Бог», некий прототип ветхозаветных агнцев, закалываемых для искупления грехов Израиля, служение которого заключалось только в искуплении грехов человеческого рода. Попросту говоря, Вы во Христа веруете? Судя по названию вашей церкви – нет, иначе бы вы называли себя Христианами, а не адвентистами, считали себя свободными от исполнения Ветхозаветного закона, а праздничным днем недели считали день воскресения Христа, а не Ветхозаветную субботу.

Читайте у Апостола Павла в послании к Галатам, как нужно относиться к Ветхозаветному Закону. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись для нас клятвою» (Гал. 3. 13). «Для чего же закон?» - спрашивает Апостол Павел. И сам отвечает: «Он дан после (обетования Аврааму) по причине преступлений, до времени пришествия семени (Христа), к которому относится обетование …» (Гал. 3. 19). «А до пришествия веры (во Христа) мы были заключены под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу … По пришествии же веры (Христианской), мы уже не под руководством детоводителя (закона)» (Гал. 3. 23-25). И далее, в 5-й главе этого же послания «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, …» (Гал. 5. 4). А во второй главе этого же послания Апостол прямо пишет, что «Человек оправдывается не делами закона а только верою в Иисуса Христа. …ибо делами закона не оправдывается никакая плоть…» (Гал. 2. 16).

Если Вы, Анатолий считаете слово Божие истиной, и пишете: «В моей церкви учат, чтобы всякое учение проверялось контекстом Библии», то почему не видите этих слов апостола. Он как будто специально для Вас, Адвентистов написал эти слова. Или они непонятны для Вас? Именно так мне ответил на эти цитаты из послания апостола Павла Борис Александрович. И сослался на слова апостола Петра, который написал, что в посланиях апостола Павла «…есть нечто неудобовразумительное…» (2 Петр. 3. 16). Вам, наверно эти слова Павла тоже непонятны, хотя проще и яснее, чем Павел и не скажешь – «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись для нас клятвою». Почему же Вы не верите Павлу, до сих пор считаете себя под клятвою закона (Моисеева) и оправдываете себя его исполнением. Тем самым «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа».

Вот Вы и остались без Христа. Отсюда понятно Ваше отношение к причастию Его Плоти и Крови. Отсюда, из неверия во Христа возникают и все Ваши вопросы и недоумения. Освобождайтесь, Анатолий, от Вашей конфессиональной слепоты, верьте апостолу Павлу, верьте Апостольской церкви, обретайте веру.

На этом можно бы и закончить, но Вы сделали несколько замечаний, которые невозможно оставить без внимания, потому что это означало бы согласиться с Вами.

Первый касается Католической Церкви, догмы которой, по Вашему мнению, не являются для меня большим авторитетом. Должен вас огорчить, являются. Католическая церковь, как и православная, является апостольской и спасительной, а ее таинства – крещения, миропомазания, священства, причастия и другие - благодатными и истинными. И если, например, католик захочет перейти в Православную Церковь, то его принимают без перекрещивания. Также и священника (патера, ксендза) принимают «в сущем сане». В области догматики и вероучения наши различия незначительны, как говорил один святитель, - перегородки, которые разделяют нас, не достигают до неба. То есть наши различия не догматические, а обрядовые и культурологические. Например, у католиков хлеб причастия пресной, а у нас квасной, то есть дрожжевой. У них месса совершается с органом, а в православных храмах без использования музыкальных инструментов. И т. д.

Вторым замечанием является Ваше утверждение, что православная вера никак не меняет людей и в отличие от Адвентистов они так и остаются со своими вредными привычками, - курят, сквернословят и пьянствуют. И намекаете, что я хорошо понимаю, почему это происходит. А я не понимаю Ваших намеков на то, почему это происходит, потому что это утверждение не соответствует действительности. У меня много знакомых среди православных не только в нашей, Висагинской церкви, но и в других церквах в разных городах и селах России и среди них нет таких людей. Если же Вы считаете православными всех людей, крещенных в православной вере, а такими являются большинство, то ваше утверждение справедливо. Вот только можно ли назвать православными людей, которые посещают церковь два раза в году, на Пасху и Рождество и только для того, что бы поставить свечки, и не участвуют в Церковных таинствах. Наверное, нет. А если нет, то зачем Вы, Анатолий, делаете такие неосновательные заявления насчет православных?

Еще не могу согласиться с Вашим утверждением, что в Вашей церкви совершает служение Дух Божий и Ваших прихожан изменяет Божия благодать. Может и совершает, не знаю, хотя и сильно сомневаюсь, потому что это прямо противоречит приведенным выше словам апостола Павла: «Вы, оправдывающие себя законом, … отпали от благодати». Если Вы отпали от благодати Святого Духа, то как же Он может совершать у Вас Свое служение? Мне кажется, что Вы выдаете желаемое за действительное.

Точно также не могу согласиться и с обоснованием Вашего утверждения, что в вашей церкви совершает служение Дух Божий, так как не могу считать признаком Его служения и действием благодати то, что Ваши прихожане не курят, не пьют и не сквернословят. Потому что это не является плодом Духа, и я знаю много совершенно не верующих людей, которые не пьют, не курят, не сквернословят и имеют много добродетелей, - трудолюбивы, хорошие семьянины и т. д. Уверен, что и Вы знаете таких людей.

«Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5. 22, 23). Вот об этих качествах Ваших прихожан Вы почему то ничего не пишете. Я неплохо знаю только одного из них, Бориса Александровича, он не имеет перечисленных вами вредных привычек, но и плодов духа не имеет, о чем Вы и написали мне в Вашем первом, еще рукописном письме, цитирую: «несмотря на большое уважение к Борису Александровичу, он общаясь с вами …. не в духе Христа пытается объяснить, а порой и жестко обличить вас в том, что … и т. д.». Наверняка он не хуже других, просто других я не знаю.

Я не разделяю Вашей уверенности в то, что, цитирую: «Я верю, что Дух Святой и сегодня через служителей и напрямую работает в сердцах тех, кто от всей души предан Ему и желает исполнять волю Его, кто с большой ответственностью исследует и объясняет Священное писание». Надеюсь, что мне удалось показать Вам на примерах необъективного и тенденциозного подхода к его толкованию не только Вами, но и другими служителями Вашей церкви, что одной преданности и желания исполнять Его волю не достаточно для объяснения Священного Писания. Кроме преданности нужна еще помощь Святого Духа, от действия благодати Которого Вы, по слову апостола, отпали.

Не разделяя Вашей уверенности, я твердо знаю из Священного Писания, что Бог Дух Святой в Пятидесятницу видимым образом сошел на апостолов, и что они Его силою создали Церковь. Апостолы через рукоположение передавали Его своим преемникам, которые в свою очередь получали право и обязанность совершать рукоположения дальше. Непрерывная цепочка рукоположений тянется со времен апостольских до наших дней, и она связывает любого священника в любом православном храме с Господом и апостолами. И поэтому доныне Дух Святой живет и действует в апостольской Православной Церкви.

А Ваша, Анатолий, церковь создана не Апостольскими преемниками, а энтузиастами, не имеющими дара Святого Духа. Поэтому вы неправильно понимаете и истолковываете Священное Писание, и имея искреннюю веру и чистое сердце, подвергаете большой опасности надежду на вечную жизнь и спасение. Я писал Вам в прошлом письме, и повторю, что не может быть самодельной Церкви, созданной энтузиастами из пустоты. Человеку не дано воссоздать Церковь апостолов, он может только присоединиться к ней. Желаю Вам в этом успеха.

Да благословит Вас Господь.

С уважением, Юрий. 15-03-2012.

© Висагинская православная община св. вмч. и Целителя Пантелеимона, 2001г.