ПРАВОСЛАВИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

В неправославной среде, а нередко и от православных людей, можно услышать утверждения, что во многих бедах, преследующих православные страны и народы, - отставание в развитии общественных отношений, экономические затруднения и т.д., - большая доля вины лежит на самом Православии, на Православной Церкви, ибо она якобы провозглашает, культивирует, воспитывает в своих чадах безынициативность, инертность, покорность судьбе и т.п. Приходится даже слышать, что православные страны нуждаются в "протестантской революции", ибо только страны и общества, проникшиеся протестантским духом, достигают процветания и благоденствия.

Подобные утверждения звучат не только со страниц так называемой "большой" прессы, зарубежных радиостанций, их, оказывается, можно услышать и у нас в городе, из уст местных мыслителей. Им можно было бы и поверить, если не знать, хотя бы поверхностно, факты из истории православных стран и народов. Например, России. Как могли безынициативные и инертные люди, жившие на большом, но все-таки ограниченном пространстве Московского царства, создать самую большую по территории страну. Или же о какой ограниченности и покорности судьбе может идти речь, если мы вспомним имена Афанасия Никитина, по торговым делам совершившего путешествие ("хождение") за три моря - в Индию, или Семена Дежнева, именем которого назван мыс на крайнем северо-востоке азиатского материка, или преподобного Германа Аляскинского, валаамского монаха, отправившегося проповедовать Евангелие в Северную Америку. И все это в период могущества Православной Церкви в России. Как же это православие не стало тормозом для такой "неправославной" активности?

Или пример из жизни другой православной страны - Грузии. За период после принятия христианства в IV веке и до XIV-XV веков представители этого небольшого православного народа создали множество монастырей далеко за пределами своей земли - на Афоне, Синае, Кипре, в Египте, Болгарии и, разумеется, в Святой Земле. А афонский подвижник Иоанн Ивер, тяготясь своей, по-современному выражаясь, популярностью, даже задумывал переселиться в Испанию.

В этих примерах необыкновенной активности и дерзновения чад Православной Церкви, в сущности, нет ничего неожиданного. Ведь Православная Церковь, как истинная Церковь Христова есть "жительство", т.е. земное место обитания Святого Духа. А активность, подвижность, способность к созиданию - это как раз проявления действия Святого Духа. Если даже искать примеры чисто материального благосостояния и процветания, то и тут мы можем указать на православную Грецию и Кипр, достигшие наивозможного изобилия.

В Священном Писании, в учении Христа, а соответственно и в учении Православной Церкви нигде не найдешь огульных требований - "не ходи, не делай, не думай, не изобретай", а только - "не ходи по путям греха, не делай зла, не думай плохо, не изобретай коварства". Церковь противится греховному поведению, распущенности нравов, чрезмерному увлечению земными попечениями, а быть ученым, предприимчивым, деятельным никому не возбраняется, а только приветствуется и похваляется.

Различие в судьбах христианских народов Восточной и Западной Европы надо искать не в косном православном духе, которого на самом деле нет, а в различных исторических условиях, в которых пришлось жить этим народам. Западная Европа была промыслом Божиим поставлена в особое положение, она была избавлена от многих бед и катастроф, которые пришлось пережить восточным христианам. Ни арабы, ни монголы, ни турки не смогли глубоко проникнуть в Европу. Здесь как будто был поставлен Господом эксперимент по созданию чисто христианской цивилизации, насколько вообще это возможно на грешной земле. И как раз здесь могли свободно, в наиболее благоприятных условиях проявиться общие для всего христианства свойства, являющиеся дарами Святого Духа, - способность к созиданию, стремление к познанию, инициативность, активность, целеустремленность.

Этот эксперимент удался не вполне, что и неудивительно, поскольку в Западной Европе живут такие же грешники, как и в Восточной. И выдающиеся успехи в науке и технике, политике и искусстве соседствовали там с распространением атеизма, сектантства, бездуховности, с падением нравов. Там тоже произошла и происходит своя катастрофа, только тихая, ползучая. Недаром выдающийся католический писатель Жорж Бернанос с горечью писал в начале века о "разлагающемся христианстве". И если христианство на Западе все-таки не разложилось, то благодаря тому, что пока еще многие западные христиане, те же протестанты, борются с духом мира сего и стремятся сохранить то, что роднит их с православными, - верность Христу и Его заповедям.

Люди мирские и бездуховные могут конечно захлебываться от восторга перед западной цивилизацией и действительно желать "протестантской революции", чтобы побыстрее приобщиться к западным благам, но мы "шагая на Запад", не должны закрывать глаза на опасности и искушения, которые ожидают и уже постигли нас на этом пути. Как раз правильно понятая православная духовная традиция, призывающая нас не к косности и бездеятельности, но к осторожности и осмотрительности, в силах помочь нам отвести или ослабить грядущие искушения, и по крайней мере, избежать самого главного из них - замены небесных благ земными в качестве цели человеческого существования.

протоиерей Иосиф ЗЕТЕИШВИЛИ

© Висагинская православная община св. вмч. и Целителя Пантелеимона, 2001г.