Чудо нетления святых мощей

Как-то случайно мое внимание привлекла статья об исследовании советскими учеными нетленных и чудотворных мощей святого преподобного Александра Свирского, почившего в 1533 году. Сотни лет его мощи, а также мощи других мучеников покоятся в Киево-Печерской лавре. По мнению многих экспертов, останки святых подвижников обладают сверхъестественными свойствами: спонтанной самостерилизацией, отсутствием гемолитических (болезнетворных) бактерий, кроме того установлено, что святые мощи являются источником неизвестной науке энергии.

Чудо нетления святых мощей поражает сознание. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать… Тем более, что такое чудо рядом с нами, а не где-то за тридевять земель. И вот, в день памяти святых виленских мучеников сорок висагинских паломников отправились в поездку в Свято-Духов храм, где хранятся нетленные мощи святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. В этот день рака была открыта для поклонения, и каждый мог приложиться к святым мощам.

История святых виленских мучеников уводит нас глубь веков, во времена княжения (1345–1377 гг.) литовского князя Ольгерда. И их история неотделима от истории нашей страны.

Из глубины веков

Великий князь Ольгерд, сын Гядимина, рожденный от русской матери, был женат дважды, и оба раза – на русских княжнах. Первой его избранницей была Мария Ярославна, княжна Витебская, ради женитьбы на которой князь и принял православную веру. Житейские расчеты подвигли Ольгерда принять христианство для того, чтобы, женившись на православной княжне, расширить свои владения. Поначалу князь покровительствовал православной вере: он разрешил духовнику княгини священнику Нестору проповедь, позволил выстроить и несколько храмов. Духовник княгини, пресвитер Нестор, успел обратить в христианскую веру многих литовцев. В их числе были два брата - Кумец и Нежило, названные при крещении Иоанном и Антонием. Они были знатного рода, служили при дворе князя Ольгерда и были его любимцами.

После смерти супруги, Ольгерд, под давлением литовских языческих жрецов, имевших большое влияние на народ, отказался от христианства и вновь стал поклоняться идолам. А Антоний и Иоанн продолжали соблюдать все христианские обычаи. Жрецы стали требовать, чтобы великий князь наказал Антония и Иоанна. Ольгерд уговаривал братьев отказаться от христианства. Но они не изменили своей вере. И тогда князь приказал бросить их в темницу.

Страдания братьев за веру

Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Втайне от брата Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу.

Обрадованный отступничеством узника, князь освободил не только Иоанна, но и Антония. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же открыто исповедал православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и вновь открыто исповедовать Имя Христово.

Однажды к княжескому столу, куда были приглашены и святые братья, было подано мясное блюдо. Иоанн, хотя был постный день, из боязни мучений не решился отвергнуть скоромную пищу. Антоний же, открыто исповедуя себя христианином, отказался от мяса. Разгневанный князь вновь бросил его в темницу. Отрекшийся же брат остался на свободе, но с ним, как с предателем, перестали общаться не только христиане, но и язычники. Иоанн осознал свой тяжкий грех и стал со слезами каяться в своем малодушии. Святой Антоний отметил, что братские отношения у них могут быть только в том случае, если он открыто начнет исповедовать веру. Чтобы исполнить волю брата, Иоанн искал удобного случая объявить себя христианином.

И когда ему это удалось, язычники пришли в такую ярость, что тут же стали жестоко избивать исповедника, после чего, по приказанию князя, он был ввержен в ту же темницу, в которой томился его брат Антоний. Толпы людей приходили к темнице, чтобы увидеть бесстрашных исповедников. Сила проповедуемой ими истины, их непреклонная вера и твердость духа настолько поражали народ, что многие принимали Святое Крещение. Языческие жрецы стали требовать от Ольгерда, чтобы тот предал братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа. Великий князь уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного Антония, надеясь, что Иоанн снова отречется от христианства.

Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец и прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Утром 14 апреля 1317 года оба святых мученика причастились Святых Таин, затем Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе.

Иоанн же по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились и с ним. 24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний. Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами в храме во имя Святителя Николая Чудотворца.

Исповедник Христов Евстафий

Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благодатный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, придворный князя Ольгерда, потрясенный стойкостью мучеников, принял Святое Крещение от священника Нестора с именем Евстафий. После крещения Евстафий стал вести истинно христианский образ жизни, исполняя все уставы Православной Церкви.

Однажды великий князь, который очень любил своего молодого придворного, заметил, что тот отрастил себе волосы. На вопрос Ольгерда, не христианин ли он, Евстафий открыто объявил себя христианином. Такое признание привело князя в ярость. Желая отвратить исповедника от Христовой веры, он стал принуждать Евстафия съесть мясо. Это случилось в пятницу Рождественского поста. Евстафий наотрез отказался. Тогда Ольгерд приказал бить юношу железными палками. Но он только славословил и благодарил Бога за то, что Он удостоил его пострадать за Свое Святое Имя. Ожесточенный князь приказал вывести обнаженного Евстафия на сильный мороз и лить в его уста ледяную воду. От этой пытки тело страдальца посинело от холода, временами останавливалось дыхание, но он и это мучение вынес с Божией помощью. В бешенстве язычники раздробили ему кости ног от подошвы до колен. Им было приказано сорвать с головы вместе с кожей волосы, отрезать уши и нос. Так мучили святого три дня. Евстафий утешал христиан, плакавших при виде его мучений: «Не плачьте обо мне, братия, что разрушается это земное жилище моей души, потому что вскоре я надеюсь получить для нее у Господа обитель нерукотворную на небесах».

Ольгерд осудил его на казнь. 13 декабря 1347 года Евстафий был повешен на том же дубе, что и его родственники Антоний и Иоанн. Его честное тело было оставлено на дереве близко от земли, чтобы его могли съесть хищные звери и птицы, но ни один зверь, ни одна птица не могли приблизиться к телу: облачный столп защищал его от хищников.

Плоды подвига святых мучеников

Через три дня останки Евстафия были погребены в Никольском храме, рядом с телами братьев Антония и Иоанна. На том месте, где раньше рос дуб, впоследствии был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы, куда и были перенесены их нетленные мощи, от которых совершались чудеса и исцеления. По просьбе православных литовцев, святитель Алексий, митрополит Московский, обратился к Константинопольскому Патриарху Филофею с тем, чтобы он благословил причислить мучеников к лику святых. И уже в 1364 году Патриарх прислал преподобному Сергию Радонежскому крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия.

Подвиг святых мучеников имел великое значение для всей Литвы. Сам князь Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу XIV века половина жителей Вильны исповедовали Православие.

Впоследствии, на протяжении столетий, мощи святых страстотерпцев Антония, Иоанна и Евстафия не только прославлялись чудесами, исходившими от них, но и претерпели много испытаний.

Скитания мощей

Первоначально останки мучеников Антония, Иоанна почивали в виленской Никольской церкви, затем в храме Святой Троицы, святые мощи были открыты для поклонения до 1596 г. После заключения Брестской унии Троицкий храм перешел к базилианам, которые поместили мощи святых мучеников в церковь во имя апостола Петра. В 1655 г., после взятия Вильны русскими войсками, мощи были перенесены в соборный виленский православный храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. После того, как русские войска покинули город, возникла опасность, что православные вновь могут лишиться своей святыни. Наместник Свято-Духова монастыря архимандрит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) скрыл святые мощи в пещере под главным алтарем храма и закрыл вход в нее.

В 1814 г. мощи были вновь обнаружены при наместнике Свято-Духова монастыря архимандрите Иоиле (Котовиче). По указу императора Николая I была создана комиссия по освидетельствованию останков святых, в 1826 г. комиссия подтвердила аутентичность святых мощей, их открыто выставили для поклонения. В 1851 г. при митрополите Виленском и Литовском Иосифе (Семашко) в храме Святого Духа была оборудована пещерная церковь. А в 1852 г. в ней над мощами мучеников устроена рака.

В 1915 г. в связи с угрозой немецкого наступления святые мощи по благословению святителя Тихона были перенесены в Москву в Донской монастырь.

Благодаря дневнику жителя Вильно, отставного генерала А. Жиркевича, мы можем легко представить себе это событие: «В Духовом монастыре архиерей Тихон служил перед отправкой мощей св. мучеников в Москву. Три гроба с мощами, в цветах, стояли посреди церкви. Народ с плачем прикладывался к ногам Божьих угодников. Было необыкновенно торжественно-трогательно… Всюду уже сняты колокола… Извозчиков почти нет. Выбираются последние жители, кто еще может выбраться… Всюду или мертвая тишина, или тревога»…

В июле 1920 г. советскими властями был устроен показательный «процесс виленских угодников». Дело слушалось в 1-м московском городском суде. Патриарх Тихон, выступая в качестве свидетеля, протестовал против вторжения гражданских властей во внутреннюю жизнь Церкви. Суд постановил: «Так называемые мощи виленских угодников, а в действительности мумифицированные трупы, передать в музей древности. Брошюры „Страдания Виленских мучеников“, конфискованные в Донском монастыре, уничтожить. Приговор окончательный».

Патриарх Тихон обратился с письмом к председателю ВЦИК М. И. Калинину, объясняя, что мощи «не составляют собственности РСФСР, а принадлежат Церкви, находящейся в Литовском государстве, и подлежат возврату в Вильну». И все же останки святых поместили в Московском музее атеистической пропаганды.

По ходатайству Патриарха Алексия I мощи Виленских мучеников были возвращены Церкви только после окончания второй мировой войны в июле 1946 г. 26 июля святые мощи были доставлены самолетом из Москвы в Вильнюс, в этот день и празднуется новое обретение мощей Виленских мучеников. До середины 1997 г. мощи находились в пещерной церкви во имя Виленских мучеников Свято-Духовского храма, затем по благословению митрополита Виленского и Литовского Хризостома были перенесены в сам храм.

С 26 июня 1993 г. икона с частицей мощей святых мучеников находится в Петропавловском соборе Минска. Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий входят в Собор Белорусских святых.

Подготовила Людмила Мартынова

Фото Л. Мартыновой

© Висагинская православная община св. вмч. и Целителя Пантелеимона, 2001г.