О логике триединости.

Троичность Бога была сформулирована на втором Вселенском соборе в 381-м году в виде никео-цареградского символа веры, принятию которого предшествовали длительные и ожесточенные споры. Атеистическая критика наших дней, не опускаясь до споров о взаимоотношении и взаимодействии лиц Святой Троицы, просто объявляла само понятие Троицы абсурдом, из которого следует и невозможность Ее существования. Утверждается, что триединство противоречит арифметике и здравому рассудку и ни один нормальный человек не может представить себе такого Бога. Например, Лев Толстой в ответе Святейшему синоду писал, что он отвергает непонятную Троицу. Аналогичные мотивы стали общим местом в сочинениях современных пропагандистов атеизма. Характерным для них является то, что они переводят проблему из области богословия в область формальной логики. Богословы обычно не отвечают на критику логичности понятия триединости, говоря о тайне этого понятия. Поэтому в наши дни вновь возникает многоаспектная проблема Троицы.

Ниже будет рассмотрена только один аспект этой проблемы, - логической непротиворечивости и правильности учения о Троице. Будет сделана попытка показать, что понятие Троицы является логически безупречным с позиции самой обычной формальной логики, и тайна троичности касается только Ее кардинальных качеств. Для доказательства этого утверждения необходимо воспользоваться понятием изоморфизма. Как известно, математика целиком построена на формальной логике, поэтому, если можно найти математический объект, обладающий всей совокупностью логических свойств Троицы, то есть, если он окажется логически изоморфным Ей, то возможность логической непротиворечивости Троицы будет доказана. Для этого необходимо прежде всего сформулировать логические свойства Троицы, исключив из рассмотрения те, которые не имеют структурного характера (Святая, Животворящая и т. д.). Таких свойств четыре. Рассмотрим их по порядку.

1. Триединость. Бог, с одной стороны, един, а с другой стороны, является Троицей. Условно это записывается в виде парадоксального равенства 1=3 и 3=1.

2. Единосущность. Триединость не представлялась бы чем то непонятным, если бы сводилась например, к утверждению: «три цветка составляют букет». Однако единосущность отвергает такое понимание триединства, так как каждое из Лиц Святой Троицы также является Богом.

3. Неслиянность. Это свойство не позволяет «снять» парадоксальность триединости и единосущности. На самом деле, если бы не неслиянность, то можно было бы предположить, что единый Бог попеременно приобретает облик Отца, Сына и Святого Духа. Но это означало бы слиянность Ипостасей. Такое понимание Бога было осуждено в свое время как ересь «модализма». Все три Ипостаси существуют одновременно и всегда и при этом они качественно различны и не могут заменять друг друга. Образно выражаясь, каждое Лицо Троицы выполняет свою «работу», не свойственную другим Лицам. Это подтверждается наличием специальных молитв в утреннем и вечернем «правиле», обращенных к каждому Лицу Троицы. Например: «Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша».

4. Нераздельность. Без этого требования всегда сохранится возможность трактовать три Лица как три независимых Бога и вместо единобожия невольно ввести троебожие. И хотя триединость уже предполагает нераздельность, это важное свойство оговаривается особо в совершенно четкой форме. Смысл его в том, что три лица выступают всегда вместе, и все, что делается, делается ими совместно.

Остается найти математический объект, который обладает этой совокупностью свойств.

Введем в обычном трехмерном пространстве ортогональную декартову систему координат, обозначив оси этой системы традиционно буквами X, Y и Z. Пусть в этом пространстве расположен произвольный конечный вектор, идущий из начала координат. Ему будут соответствовать три его составляющие, расположенные на введенных осях. Очевидно, что сам вектор, с одной стороны, и совокупность трех его составляющих, с другой, являются одним и тем же. Но это и есть триединость. Очевидно также, что в этом примере наличествует и единосущность, поскольку составляющие вектора тоже являются векторами.

Свойство неслиянности было сформулировано выше как качественное различие Ипостасей, исключающее замену одной другой. Неслиянность в частности означает, что каждая из них выполняет свою «работу», не свойственную другой Ипостаси. Неуместный для Троицы термин «работа» теперь является самым подходящим. Для наглядности предположим, что введенный вектор является силой. Тогда для смещения некоторой материальной точки, находящейся в начале координат в направлении X необходима составляющая на этой оси. Что касается других составляющих, то никакие их усилия не способны сместить точку вдоль оси X, поскольку направлены перпендикулярно ей. То же самое можно сказать и о составляющих, направленных вдоль осей Y и Z.

Наконец, последнее свойство – нераздельность. Оно очевидно, так как составляющие вектора связаны с ним абсолютно, а следовательно, абсолютно же и друг с другом.

Таким образом, самый обыкновенный вектор в трехмерном пространстве и три его ортогональные составляющие дают логически безупречный пример объекта, обладающего совокупностью нужных свойств: триединости, единосущности, неслиянности и нераздельности. Уместно указать, что совокупность четырех названных свойств является необходимой и нарушение одного из них делает невозможным существование введенного объекта. Нарушение триединости говорит о том, что пространство перестало быть трехмерным; единосущности – что рассматриваемый объект не является вектором, (а стал например квартернионом); неслиянности – что система координат уже не ортогональная; нераздельности – что три введенных вектора перестали быть составляющими исходного вектора.

Этот пример наводит на мысль, что совокупность четырех логических свойств является необходимой и для формирования логической структуры Троицы, что нарушение любого из свойств недопустимо. И можно лишь удивляться тому, что отцы Церкви проявили незаурядную мудрость, решившись в свое время на формирование учения о Троице в виде, казалось бы абсурдной системы. Ведь в те годы развитие математики исключало возможность проиллюстрировать их логическую совместимость.

Понятием вектора ежедневно пользуются тысячи инженеров, ученых и студентов. Из векторной алгебры известен алгоритм сложения векторов - как из составляющих векторов получить исходный вектор. Однако напомним, что с помощью вектора и его составляющих можно лишь уяснить логическую непротиворечивость понятия Троицы, и нет никаких оснований требовать от этого сравнения ясности и наглядности того, как из трех Лиц составляется Единое Божество. Богословие учит о непостижимости Бога, поэтому учение о Троице можно сформулировать и описать языком богословия, но наглядно представить себе нельзя. Но не нужно думать, что требование непостижимости и отсутствие наглядности является аргументом в пользу неистинности учения о Троице.

Когда в наши дни студентам читают курс теоретической физики, то лектор начинает свой курс с предупреждения слушателей о полной бесперспективности попыток наглядно представить себе то, о чем дальше пойдет речь. Человеку свойственно стремление наглядности, возможно, это связано с тем, что большинство информации о внешнем мире мы получаем в результате анализа зрительной информации. Именно поэтому лектор будет повторять свой призыв неоднократно – в теоретической физике есть законы, которые невозможно себе представить, их можно только сформулировать. Современная физика находит все новые и новые глубокие закономерности, настолько далеко ушедшие от нашего повседневного «здравого смысла», что мысленно увидеть их в качестве наглядных образов уже нельзя. Исходя из сказанного, становится совершенно очевидно, что по аналогии с теоретической физикой учение о Троице и Ее внутреннюю структуру можно сформулировать и описать, но наглядно представить себе нельзя. Если структура материального мира выводит нас за пределы наглядно представимого, то тем более естественно и очевидно, что невозможно наглядно представить Творца этого мира.

Академик. Борис Раушенбах. Пристрастие, глава 8. 1997г. Текст приведен в сокращении. 2007-10-23.

© Висагинская православная община св. вмч. и Целителя Пантелеимона, 2001г.